Для написание аранжировок и песен нужны звуки, очень много разных звуков. Конечно, можно записать и живые инструменты, тогда семплы не понадобятся. Но современные стили музыки очень тесно связаны с семплированием. Живьем можно сделать разве что рок, но если посмотреть текущие тренды рока, мы и там услышим много семплов. Rap биты, электронная музыка, поп музыка не смогли бы существовать на одних живых инструментах.
Семплирование – это когда маленький фрагмент одной аудиозаписи становится частью другой. Семплирование открыли еще в прошлом веке, а сейчас это чуть ли не главный способ создания аранжировок. Семплов стало так много, что из них сделали большие тематические библиотеки, которые мы можем использовать и в своих проектах.
Удобные сервисы, которые предоставляют семплы
На слуху сервис Splice, он активно рекламировался среди музыкантов. Это онлайн-библиотека, работающая по подписке, в которой каждый день появляются новые royalty-free семплы. Royalty free означает, что семплы можно использовать по своему усмотрению где угодно без ограничений и допольнительных оплат. Сплайс удобен тем, что имеет удобный интерфейс, из которого семплы можно легко переносить в свой проект одним движением мышки. Семплов очень много, они разделены по темпу, тональности и жанрам, найти нужные кусочки не составит труда. Из семплов можно составить целую песню.
Самостоятельно вырезать из песни
Способ для тех, кто любит слушать много музыки. Помню, знакомый звукорежиссер хвастался, что ему удалось вырезать интересную бочку из нового трека Джастина Тимберлейка. Он слушает много музыки. Как только замечает интересный звук, немедленно вырезает и добавляет в свою библиотеку. Это как коллекционирование. Семпл легко вырезать, если в одной из частей песни он прозвучал отдельно от всего микса. Есть и более сложные способы, например Izotope RX8, который позволяет вырезать звук из микса. В качестве семплов выступают барабанные лупы, интересные звуки, синтезаторы, переходы. Например, скрипка их песни Бритни Спирс Toxic – это переработанный семпл, вырезанный из индийского фильма Танцор Диско. Много музыки построены на семплах, которые кому-то удалось вырезать. Так делали и Prodigy и многие многие другие.
Скачать на Rutracker
Сайт запрещен в России, но способ остается самым распространенным среди русских продюсеров. Потому что огромные библиотеки, которые на западе стоят сотни долларов, здесь лежат абсолютно бесплатно. Я не призываю пиратствовать, но в условиях санкций оригинал все равно не купить; отличный способ, чтобы ознакомиться с библиотеками. На Rutracker есть целый раздел с раздачами. Его можно найти по названию «библиотеки семплов». Еще там есть «пресеты для синтезаторов» и «музыкальные библиотеки». Тоже интересные разделы. Важно отметить, что для доступа на Rutracker понадобится VPN сервис.
Встроенные в секвенсор библиотеки семплов
Здесь побеждает программа Logic Pro, у которой по умолчанию есть более 50 ГБ собственных звуков. При установке программы нам будет доступна библиотека Apple Loops. Она предустановлена не целиком, но отдельные части доступны к скачиванию в любой момент прямо из интерфейса лоджика. Это очень удобно, звуки постоянно добавляются, кто-то над ними тщательно работает. Лоджик в этом плане далеко впереди остальных DAW.
В Аблетоне тоже есть библиотека, но она довольно скудная. Зато здесь удобная навигация для работы с внешними библиотеками и мгновенная синхронизация по темпу; мне показалось, удобней, чем в Logic Pro.
Форматы библиотек семплов. Wav
Стандартный формат без потери качества для аудиофайлов в целом – это wav. Хочу напомнить, что mp3 – это формат с потерей качества. Все секвенсоры работают с wav и его прямыми аналогами. Множество барабанных лупов, перкуссии и других семплов можно найти именно в этом формате. Они легко добавляются в любой семплер.
Скачиваем на том же Rutracker папки с библиотеками, находим wav файлы и перетаскиваем в свой проект. Для удобства можно добавить всю папку в браузер программы, тогда можно работать в одном окне. Остается вопрос, как синхронизировать wav файлы по темпу и тональности, ведь это два основных параметра нашего проекта.
Что касается темпа, некоторые секверсоры, например Ableton Live автоматически определяют скорость бита (барабанного лупа) при импорте wav файла. Это удобно, потому что при переносе его темп автоматически подстраивается под проект. В Logic тоже есть такая функция, она активируется в настройках, но по умолчанию не включена. Некоторые семплы приходится ускорять / замедлять вручную. Функция называется где-то Warp, где-то Flex, в любой программе она есть, разобраться несложно.
Что касается тональности, в названии многих семплов она отмечена. Далее остается понизить или повысить тональность, дотянув до своей, с помощью функции pitch. В Ableton Live она есть в настройках дорожки, в Logic Pro нужно активировать стандартный плагин pitch. На мой взгляд, в Ableton питч более удобен и лучше работает.
Библиотеки под плагин Kontakt
Разработчик плагинов Native Instrument сделал популярный проигрыватель семплов. Под этот плагин создается очень много дорогих инструментальных библиотек. Понять как работает контакт можно на следующем примере: на студию приехала целая команда из звукорежиссеров, расставили 4 микрофона, записали каждую ноту рояля, причем каждую клавишу с разной громкостью. Получилась огромная библиотека звуков. Потом эту библиотеку загрузили в плагин Kontakt. Теперь, когда мы нажимаем ноту на своей миди-клавиатуре за 5 тысяч рублей, плагин Контакт подставляет один из тех настоящих звуков, который был записан в дорогой студии. Библиотека звучит потрясающе и ее сложно отличить от настоящего инструмента. Под контакт собрали библиотеки с оркестрами, скрипками, дудками, флейтой, гитарой – есть все, что угодно. Пользуйтесь. Для этого необходимо найти и установить плагин Kontakt от Native Instruments и скачать библиотеки к нему. Сайт выше указывал.
Библиотеки под конкретные синтезаторы
Это wav файлы + настройки для синтезаторов, упакованные в специальный формат. Например, есть Nexus, Massive, Spire и другие популярные синтезаторы. Есть библиотеки, которые собранны специально под них. Иногда можно скачать одну и ту же библиотеку, в которой звуки собраны в разные форматы под разный софт. Например, в одной раздаче могут быть версии wav + kontakt + massive.
На что обратить внимание при импорте семплов в свой проект
Когда мы работает в проекте, сразу необходимо выставить правильный темп и тональность. Сделать это нужно еще до загрузки семплов, ведь они также обладают этими важными характеристиками. Если все сделано правильно, темп может синхронизироваться с темпом проекта, тональность может быть искусственно повышена или понижена под проект.
Семплеры
Это специальные плагины, которые воспроизводят wav семплы. Семплер удобен для игры на ударных инструментах – загружаем один звук и теперь можем по нажатию одной клавиши воспроизводить его любое количество раз, что согласитесь, удобно для ударной партии. Также семплер удобен, когда из одного звука определенной высоты нужно сделать мелодию. Загружаем звук в семплер и теперь можем играть все что угодно. Его тембр будет автоматически “тюниться” в нужную ноту. Можно играть аккордами.
Если звук мало повторяется в проекте, можно обойтись и без семплера. Просто переносим wav файл на отдельную дорожку и обрабатываем. Можем нарезать, перевернуть, убрать частоты, автоматизировать – все что угодно.