Все началось с пластинок
В начале 20-го века музыку выпускали на 10-дюймовых пластинках, которые вращались со скоростью 78 оборотов в минуту. Пластинки того времени были длиной от 3 до 5 минут, а значит, автору музыки нужно было учитывать это время. Если бы время увеличили, канавки на пластинке пришлось бы вырезать очень близко друг к другу, но это было невозможно. Таким образом, на творчество артистов с самого начала массового производства пластинок были наложены некоторые технические ограничения. Если песня была дольше 3:15 секунд, её просто не передавали по радио.
Длинные песни
В 1965 году Боб Дилан, к этому времени уже известный музыкант, записал песню Like a Rolling Stone, которая длилась шесть с половиной минут. Компания Columbia Records отказалась записывать сингл, но один из её сотрудников – Шон Консидайн – отправил пластинку с песней диджею на Манхэттене. Песня получила колоссальный успех и сразу же попала в первую тройку чарта. Stairway to Heaven группы Led Zeppelin длится более восьми минут, что не помешало композиции стать легендарной
Но то, что прокатывало в некоторых рок-песнях, оказалось исключением из правил и временным трендом, и когда артисты завалили всех песнями по 7 минут, люди отказывались их долго слушать. Песни просто не набирали популярность. Причина лежала в психологии людей, которые, потребляя все больше информации, не могли концентрироваться на длинных песнях. Статистически, оказалось, что главные слушатели поп-музыки – подростки и молодёжь – предпочитают именно три минуты с небольшим: именно столько времени они способны концентрироваться на одной мелодии. А больше – уже нет.
Причины в психологии людей
Концентрация внимания человека на одном объекте без отвлечений как правило, не превышает 8 секунд. Это чуть меньше среднестатистической аквариумной рыбки, которая в состоянии поддерживать свое внимание в течение 9 секунд. Именно такой длины или короче мы делаем запоминающийся кусок в песне – мелодию, хук, солягу, риф. “По техническим причинам” обычному человеку сложно «проглотить» больше.
По статистике, за последние 50 лет люди потеряли 1/3 этой способности (было 12 сек), и сейчас мы наблюдаем в некоторой степени революцию, один из атрибутов которой – короткие видео. Вообще, запоминать мало – это тенденция, которая была всегда, просто Тик-ток удачно попал в эту особенность. Мы уже протестировали песни для Тик-тока по 10-15 сек и они работают – люди запоминают.
Механизм отвлечения стал залогом выживаемости человека много тысяч лет назад – те, кто смотрели по сторонам и постоянно искали угрозы, анализировали пространство, выжили, а тех, кто по несколько минут залипал в стену, съел тигр. Мы потомки тех, кто постоянно отвлекался, мы не умеем смотреть что-то долго, и поэтому сейчас произошел взрывной рост формата коротких видео (Тик-Ток, Reels).
В итоге, какой длины делать песни?
Ядро песни – 10 секунд, которые легко запоминаются. Вокруг ядра песни куплеты, вступления и все остальное, в сумме могут составлять от 2 минут до 3:20 & Когда создаешь припев, и нагружаешь словами, стоит задать себе вопрос: а запомнят люди? В памяти человека может остаться только очень короткий фрагмент.
Когда ко мне приносят наброски, я проматываю их в поисках коротких кусочков, которые могли бы запомниться с первого раза. Я строю песни от фрагментов, которые запоминаются без дополнительных усилий. Именно поэтому ко мне приходят и платят большие деньги – я делаю песни, которые запоминаются