Чтобы написать популярную песню, важно понимать текущие тренды в музыке. Артисты склонны ориентироваться на качество звучания песни, но не на ситуацию на рынке. Мы строим ожидания, выпускаем песню, но результат не устраивает, сколько бы денег не вложили. И часто это связано с тем, что наша песня оказались далеко от текущего тренда.
Зачем артисту понимать тренд в музыке
Нужно ли вообще стремиться быть “как все”, “в тренде”? С одной стороны, важно быть собой. У меня есть друг, который пишет отличные песни в стиле Виктора Цоя. Они вполне хорошо звучат, но тренд остался в прошлом, люди слушают неохотно, поэтому друг грустит. Написание песен мимо тренда для артиста означает, что затраты на его продвижение будут либо космическими, либо аудитория отреагирует очень слабо, ее поиск будет очень сложным и долгим. Слушатели, любящие песни Кино сейчас пребывают в возрасте, когда они уже не готовы принимать что-то новое и меняться. Зато на это готова молодежь. Посчитано, что 80% всех прослушиваний всей музыки в мире приходится именно на молодых людей. Они и формируют тренд. Кстати известные артисты первого эшелона, кому сейчас за 40, когда-то побывали в тренде среди молодежи. Давайте посчитаем, сколько тебе лет было в этот момент?
Если в 20-м веке тренд мог держаться десяток лет, то с появлением Тик-тока он скоро будет меняться в рамках года или даже быстрее. В связи с этим штампы, которые клепали песни даже 3-5 лет назад, сегодня не совсем актуальны. Итак, задача – не выйти на рынок с лыжами в жаркое лето, потому что все хотят футболки.
Почему музыканты пишут музыку мимо тренда
Многие музыканты склонны писать музыку, на которой они выросли. Эту тенденцию я заметил среди своих клиентов, которые обращаются за аранжировками: если вырос на “Нирване”, неминуемо стремление к похожему звуку. В головах слушателе такой артист вынужден вставать в конкуренцию с их воспоминаниями. Шансы не равны, но это объясняет популярность такого явления, как каверы. Кавер – это когда взяли старую песню, которая уже нравится людям, и эти воспоминания обновили, сняли пыль, перекрасили – стало приятно, интересно. Попытка выдумать что-либо новое заканчивается двумя популярными сценариями:
а) Музыку становится делать не кайфово и артист принимает решение делать свою Нирвану, но в кайф. Здорово, когда артист осознанно и честно понимает, что работает на аудиторию 45+ и запускает рекламу, понимая, что до монетизации далеко, концерт собрать трудно, песни слушают неохотно. Это долгий, но тоже путь
б) Получаются “пародии на тренд”, они приводят к хейту в соц. сетях и сворачиванию или даже завершению творчества
Я предлагаю третий путь – регулярно изучать тренды в музыке
Лучший способ это сделать – официальный рейтинг Shazam
Почему именно Шазам:
- Шазам – это приложение, в котором люди искали то, что им понравилось. Рейтинг настоящий и независимый. Люди не будут шазамить то, что им не нравится – я бы не стал
- В этом рейтинге нельзя прослушать музыку целиком, и это позволяет нам бегло ознакомиться со всеми композициями. Предполагаю, что шазам показывает нам части, которые действительно понравились людям. Там мы услышим в основном хитовые проигрыши и припевы
- Можно сесть вечерком, заварить чай и прослушать все тренды за полчаса, отрывки будут играть по очереди
- Можно переключиться на другую страну. Я люблю послушать, что в трендах Индии, например, и это удивительно познавательно
- Анализируя кусочки, мы тренируем навык написания хита.
Кому это нужно в первую очередь?
Тем, кто рассматривает свой музыкальный проект как бизнес. Шоу-бизнес на этапе старта нового артиста работает с молодой аудиторией. Именно молодая аудитория готова слушать, распространять, проявлять активность, становиться фанатами и т.д. Люди постарше платежеспособны, но предпочитают артистов, которые зацепили их раньше. В России люди постарше склонны жить старыми привычками и не менять то, что хорошо работает, это национальная особенность, да и особенность людей в целом. Если делать из своего проекта бизнес, то на порядок эффективней работать с молодой аудиторией