Я сделал более 500 песен, сейчас основная работа над аранжировкой занимает у меня 2 часа. Здесь расскажу основные моменты, которые с огромной вероятностью увеличат качество песни, аранжировки и скорость работы над ней.

С чего начинается аранжировка

С вокала. Многим это кажется необычным, ведь чистый вокал пишут в конце. Но песня так или иначе строится вокруг артиста и его голоса. Артист всегда в центре во всех смыслах – на сцене, в продвижении, его голос в середине частотного диапазона и в центре панорамы. Если начать писать аранжировку без голоса, инструменты, мелодии, тембры 100% невольно вылезут на то место, где планировался голос. 

Чистовая версия вокала на этом этапе совсем не нужна. Вполне достаточно демки на диктофон – можно выстраивать инструменты вокруг такой записи. Обычно, мне присылают набросок на диктофон, а чистовой вокал артист едет писать, когда аранжировка готова на 80%.

Вот небольшой чек-лист как сделать черновой вокал для аранжировки:

  • подготовь диктофон. Лучше всего пишут смартфоны и планшеты. В ноутах качество не очень.
  • если хочешь использовать наушники, подключи обычные проводные –  в них наилучшее качество. Беспроводные всегда записывают плохо, потому что микрофон находится около уха, а не рта, и там есть задержка из-за bluetooth
  • включи метроном. Так вокал будет записан ровно под нужный темп. Без него приходится долго нарезать. Метроном можно скачать обычным приложением или включить в любой звукозаписывающей программе
  • запиши все, что нужно, большими кусками – куплет, припев, бридж
  • вотсап, телега и другие мессенджеры пишут в формате ogg и похожих. Такие файлы приходится конвертировать в wav. Это можно сделать через онлайн-конверторы
  • заливай файл в программу, синхронизируй с темпом и можно работать дальше

Первый инструмент в аранжировке

Барабаны. Потому что они больше других влияют на стиль. Для быстрого теста можно использовать лупы – уже записанные петли, которые остается просто перетащить на дорожку. Петли можно качать целыми библиотеками бесплатно, покупать, создавать самому или пользоваться встроенными – например, в Logic большая библиотека. Работа с лупами позволяет быстро примерить несколько вариантов и определиться со стилем. Ключевой момент – быстро. Потом можно сколько угодно дорабатывать звук и, обычно, это заканчивается заменой первой петли на новую, добавлением новых звуков, иногда даже записью живых барабанов. Сейчас пока делаем черновой вариант. Сразу следует выставлять правильный темп в проекте. Тогда луп будет подстраиваться под нужный темп, такая опция есть в большинстве программ.

Второй инструмент в аранжировке

Подбираем аккорды или семпл. Аккорды можно быстро подобрать, параллельно прицеливаясь к звуку инструмента. Это может быть пианино, электропианино, синтезатор. Иногда потрясающий результат дает всего один звук, сыгранный на миди-клавиатуре или полученный в результате семплирования, найденный в библиотеке. Семплы также можно вырезать из других песен. Сейчас мы попробуем подобрать аккорды или семпл для припева.

Припев – это эпицентр счастья для слушателя, он отвечает за запоминаемость, хитовость. В зависимости от того, как покреативить в припеве, песня полетит или нет. Скоро мы увидим, что куплеты после хорошего припева сделать очень просто, ведь куплеты – это история, которая подводит к припеву.

Когда вокал, барабаны и 1 инструмент / семпл заиграли вместе, вырисовывается «рыба».

Третий инструмент в аранжировке: бас

Создаем бас-партию для припева. Сейчас должна получиться красота, но если это не так, смело начинаем менять уже записанные дорожки:

  • Вокал. Вокал уже содержит мелодию голоса, слова и хук. Но вместе с инструментами иногда слушаешь – не работает. Слава богу, на набросок было потрачено 5 минут, и сейчас мы потратим еще 5 на новую версию, которая будет ближе к результату. Задача – оптимизировать ритмику, мелодию, слова в припеве, чтобы стало хорошо с другими инструментами.
  • Барабаны. Так как мы использовали луп, стало очевидно, что можно попробовать и другой. Луп может напрочь поменять стиль. Удивительно, как барабаны могут влиять на восприятие песни, рекомендую попробовать разные варианты.
  • Аккорды или семпл. Здесь огромный простор как по нотам, так и по звукам. Иногда одна странная нота или звук делает из песни хит. Находим рабочую связку, и добиваемся, чтобы результат был следующим: все это легко запоминается. Пусть аккорды помогают голосу, а семпл становится запоминаемым хуком.
  • Крутим, вертим бас. Бас с барабанами задает ритмику. Ритмика также либо помогает голосу, либо нет (выбери правильный вариант).

Итог – набросок звучит целостно, круто, его легко запомнить и хочется переслушивать. Если это не так, стоит доработать слова, мелодии, попробовать поменять тональность, изменить тембр или даже выбрать другой набросок. Бывает, что песня так себе и ей ничего не поможет. А бывает, три слова запоминаются с первого раза.

Тестируем песню еще до выпуска

Уже в таком виде многие отправляют в соц. сети, чтобы собрать фидбек с подписчиков. Не обязательно делать песню, у которой припев так себе. Зато большой кайф дописать песню, которая понравилась людям. Набросок, который у нас получился, уже подходит для формата коротких видео, можно потестить там или отправить друзьям. Я на этом этапе отправляю клиенту. Перед этим немного свожу, делаю легкий мастеринг, чтобы пристреляться на будущее. Если не ок, мы не расстраиваемся, а также быстро делаем еще несколько вариантов. Обычно, все получается с 1-3 раза, но бывают и исключения: недавно перебрали 8 разных форматов, пока не нашли очень качественное и необычное звучание. 

Если набросок все проверки прошел, можно создавать куплеты и оставшиеся части песни.

Как сделать куплеты и бриджи в аранжировке:

Если предыдущие шаги выполнены хорошо, создать куплеты проще простого: мы берем те же инструменты и упрощаем их партии. Куплет всегда слабее припева, в нем меньше нот, меньше амплитуда, аккорды, мелодии, звуки – все проще. 

Есть еще такая часть, как бридж. Бридж соединяет куплет с припевом, и тут два варианта:

  • сделать бридж слабее куплета и припева. Эдакий провал, затишье. Часто нет барабанов, а бас играет самые длинные ноты из возможных. Все замирает.
  • сделать бридж сильнее куплета, но слабее припева. Выбираем что-то между. Руководствуемся здравым смыслом и законом композиции. Припев должен стать кульминацией, которая запоминается. Если бридж получился сильнее припева, то это кода. Кода – это часть, которую иногда вставляют ближе к концу песни, она отличается от всего предыдущего. Используется не так часто, как бридж.

Что с проигрышами?

Я люблю делать проигрыши сразу после припева, оставаясь на той же мощности. Я часто использую те же аккорды, но добавляю туда инструментальные хуки. Вокал тут не обязателен, но я люблю взять несколько фраз из припева и обыграть их. Если песня оказывается слишком длинной, можно отказаться от подобных проигрышей. 

Вступление и концовка трека. Создаются из проигрыша довольно просто: отключаем громкие инструменты, оставляем мелодии, делаем небольшой разгон или наоборот, затишье.

Чтобы оценить структуру и звучание трека, звукорежиссеры пользуются двумя простыми способами: 1. Отдыхают, а потом прослушивают что получилось. 2. Слушают из соседней комнаты. Я тоже думал не работает, но попробуйте включить колонки и уйти в другую комнату.

Какие инструменты пишем дальше?

Сейчас есть структура, которую все еще легко поменять. Легко, потому что мы еще не записали стопятьсот инструментов. Обращаю внимание на важность этого принципа: от простого к сложному. Теперь я буду украшать трек, как новогоднюю елку. Критерий такой: трек уже интересный, но можно лучше, объемнее. Я добавлю тамбурин, сыграю пады, добавлю синтезаторы, скрипки и прочее. Только после этого запишу гитары и все, что в живую. Лучше это сделать один раз и хорошо. Живье рекомендуется писать, когда все стало ясно со стилем, аранжировкой и тональностью. Мой знакомый прописывает гитары в миди, а потом вживую. Барабанщики сначала составляют партию в миди, а потом прописывают живьем. Удочка, на которую все попадаются – артисту в последний момент не подошла тональность. Если все сыгранное на миди можно поднять на полтона за 10 секунд, живые инструменты могут пострадать и потеряют в качестве, придется переписывать. Так что, живье – ближе к концу и поверх аранжировки.

Теперь чистовой вокал

Самое время поехать в студию, чтобы записать вокал + беки. Не каждый артист исполняет беки нормально, поэтому обычная практика – нанимать бек-вокалистов. Беки дополнительно соединяют аранжировку с вокалом, а иногда делают из вокала бренд. Если не получается, можно прописать хотя бы пару дорожек шёпотом и сделать легкие интервалы в октаву.

Но работа над аранжировкой еще не закончилась. Когда вокал готов, можно еще покрутить инструменты. Я на этом этапе начинаю сводить и смотрю, чего не хватает. Иногда появляются легкие новые элементы, которые без вокала как-то не придумывались. А иногда наоборот, важно что-нибудь убрать, чтобы заиграло как следует.

Что делаем после аранжировки

Сведение оказывает влияние на тембры инструментов, вследствие чего аранжировка немного меняется. Особенно часто приходится доделывать звуки барабанов и баса. Иногда приходится залезать в аранжировку и на мастеринге, например менять настройки синтезаторов. В связи с этим я стараюсь сводить и мастерить в том же проекте, либо делаю так, чтобы проект с аранжировкой был под рукой. После аранжировки сохраняем проект – он может понадобится через несколько лет, чтобы сделать ремикс или получить минусовку. Но есть еще одна хитрость, которой пользуются опытные продюсеры.

Хитрость в том, чтобы использовать ранее  настроенные звуки снова и снова в новых проектах. Когда я начинаю новый трек, я не сижу по полчаса над звуком гитары – я импортирую настройки из уже созданных ранее проектов. Я вообще все инструменты так загружаю. Лучшие решения можно использовать много раз, это экономит часы работы. В тех песнях, которые я делал, есть решения, которые мы искали неделями. Сейчас мне нужно всего 5 минут, чтобы загрузить такие настройки. Также в программах есть опция save as template – сохранить как шаблон. Например, можно создать шаблон рок-песни и ему следовать, постепенно улучшать. Оптимизировать звук гораздо проще, чем накручивать его заново.