Рассказываю и показываю на примере, как записать гитары, барабаны, бас и сделать аранжировку
Основные фишки в записи рока:
Аранжировку лучше начинать с барабанов. Это позволяет а) Записывать остальные инструменты ровно б) определиться со стилем и подачей. Если барабаны записываются вживую в студии, перед этим тоже делают «рыбу» на midi
Потом можно записать гитары или бас. Иногда начинают с баса, иногда делают его после гитар. Бас можно сделать и на миди-инструменте. Это возможно благодаря тому, что бас легко и натурально воспроизводится синтезаторами и семплированием. Что не скажешь про живые гитары.
Некоторые переборы и power chords (сильные аккорды «дж дж дж») можно сделать и с помощью библиотек, но придется постараться. Лучше записать гитары вживую, подключившись через обычную звуковую карту проводом jack-jack. А нужный звук мы сделаем, повесив на дорожку гитарный эффект. Плагины давно догнали по качеству звук комбиков и студийных приборов, поэтому работать, используя для обработки плагины, очень удобно. В любой момент можно поменять звук гитары, что чрезвычайно ценно при сведении. Я много раз сравнивал – при качественном подходе разницы нет. В старой цепочке было слишком много трудностей: Гитара – примочка – комбик – микрофон – звуковая карта. А я люблю записывать гитары дома, не доезжая до студии.
Как записывать рок-гитары
Основные ритм-гитары записываются в дабл. Дабл – это две одинаковых дорожки, одна из которых направляется в правый наушник, а вторая – в левый. Получается стереоэффект, очень широкий мощный звук. Можно не ограничиваться двумя гитарами и одинаковыми партиями, сделать их много и чуть чуть разными. Например, прописать одну из гитара одной нотой в терцию и разместить ее по центру. Креативить можно как угодно, главное помнить, что рок – это очень плотный звук и здесь придется тесно совмещать вокал, барабаны и гитары на сведении. Переборщить очень просто. В связи с этим рекомендую на этапе аранжировки выстраивать микс – сразу делать нормальные громкости, панораму и даже компрессию.
Как сводить рок
Что касается сведения рока, вот несколько фишек, которые точно помогут:
- С бочки и малого барабана пускаем сайдчейн на бас, чтобы он прижимался при ударах на 3-5 дб. Тоже самое делаем с гитарами, только там чуть меньше – пару децибел. По ситуации делаем сайдчейн и на клавишные инструменты. Увлекаться, как в электронной музыке не будем, здесь это техническая необходимость, а не специальный эффект. Когда микс очень плотный, сайдчейн позволит року быть роком и свести очень плотные звуки вместе.
- Гитары по панораме делаем максимально широко, а бас, бочку, малый и основную дорожку вокала – всегда по центру. Беки и клавиши панаромируем.
- Бас жмем компрессором и лимитером на максимум до состояния колбасы. В очень плотной рок песне бас хорошо звучит тогда, когда он зажат по максимуму. Хочу заметить, что перегруженные гитары (дж-дж-дж) по своей природе уже сжаты также (там работает перегруз + лимитер).
- Если микс звучит вяло, меняем тембры инструментов на более агрессивные. Особенно это касается семплов бас-барабана и малого барабана. Обычно их не хватает, что совершенно нормально. К ним подмешивают более мощные звуки и даже убирают в ноль, заменяя на более плотные семплы из какой-нибудь библиотеки.
- Гитары должны быть сыграны с мощной подачей. Если гитарист не выжимает с нужной силой, гитары останутся вялыми. Это вопрос звукоизвлечения. Иногда решается более жестким медиатором и струнами.