Как работает компрессор

Компрессор управляет громкостью. После записи в дорожке вокала может оказаться много перепадов – “пиков” и тихих мест. Когда инструментов много, вокал среди них может теряться, быть нечетким, негромким. Чтобы вокал оказался собранным и равномерным по громкости, существует такой плагин, как компрессор. Итак, изначально вокал выглядит так:

Звук без компрессии

После компрессии ситуация меняется – пики сглаживаются. При очень сильной компрессии может получиться вот такая картина:

Звук с компрессией

Чтобы управлять громкостью аудио-сигнала, в компрессоре есть несколько настроек

Threshold

Это порог громкости, после которого компрессор срабатывает. На картинке это верхняя линия:

Как работает компрессор

Все, что ниже Threshold, сжиматься не будет. А все что выше – будет сжато. Работа будет вестись с пиками, которые находятся выше линии Threshold.

Ratio

Это во сколько раз мы уменьшаем пик. Технически, сигнал будет сжиматься так:

Рассчитаем высоту от линии Threshold до пика. Уменьшим эту высоту в Ratio раз.

Если бы компрессор сжимал горы, а не аудио, то гора высотой 10 километров стала бы 7,5 при threshold = 5км и Ratio =2.

Давайте поупражняемся:

Громкость = 10. Threshold = 2. Ratio = 4. Какая громкость получится в итоге? 

Все, что выше линии Threshold, будет сжато, но то, что лежит ниже ее, сжато не будет, значит:

2 + (10 – 2)/4 = 4. Итоговая громкость = 4

Компрессор из logic pro

Найдите threshold и ratio на компрессоре из Logic Pro

Отличие компрессора от лимитера

А что если Ratio будет бесконечно большим? Тогда пики будут срезаться, а не сжиматься, а компрессор превратится в лимитер! Лимитер – это плагин, который срезает пики громкости. Без всякого сжатия – взял и срезал! На лимитере видим гораздо меньше настроек:

Лимитер из Logic Pro

Attack и Release

Компрессор может срабатывать не сразу, а спустя какое-то время после появления пика. Такая опция называется Attack (атака). С помощью атаки можно достигнуть интересных результатов, особенно на инструментах, вроде басс-бочки, баса. Управляя атакой, звук можно сделать резким или мягким.

Release – это время, в течение которого работает компрессор после того, как пик был пройден. С помощью Release звук можно сделать зажатым или более свободным

Простыми словами, эти две настройки отвечают за то, какой склон пика сжимать и как быстро это делать. Нашу гору можно “подточить” с одной стороны, и оставить с другой.

Показываю видео как работает компрессор

Оптимальные настройки компрессора для вокала

Threshold: чтобы компрессор уменьшал громкость на -3, -5 дб (децибел) при Ratio 2-3. Многие компрессоры показывают уровень сжатия именно в децибелах.

Ratio: от 2 до 3

Attack: 40ms (миллисекунд)

Release: 40ms (миллисекунд)

Другие настройки компрессора

Обычно, присутствует настройка, которая называется Gain или Make Up. Она подымает нужна для того, чтобы компенсировать потерю громкости при сжатии. Грубо говоря, сигнал становится плотнее, но тише. Для удобства делают gain, чтобы сразу же выставить нужную громкость, восстановить потери громкости.