Эти вокальные упражнения – результат многолетнего опыта работы в студии звукозаписи. Я заметил, что обычные вокальные упражнения плохо помогают перед записью, особенно они сложны для неподготовленных людей. В реальных условиях все иначе – люди волнуются, фокусируются на другом.
Однако есть упражнения, которые очень быстро приводят в порядок.
Упражнение “зубы”
Необходимо пропеть текст песни с зажатыми зубами. Это сложновато, но после упражнения произносить звук довольно легко. Упражнение направлено на улучшение дикции и очень сильно помогает в репе, где качество речитатива играет большую роль. В некоторых стилях дикция может улучшиться настолько, что станет неуместна – певучие мелодии можно сделать и без этого упражнения. Максимальный эффект достигается сразу после 1-2 повторений куплета или припева. Рекомендуется после упражнения ничего не говорить и начинать петь чистовой вариант.
Пение на улыбке
Мышцы лица связаны с внутренним состоянием. Чтобы изменить лицо, достаточно погрустить. В обратную сторону тоже работает – сделайте грустное лицо, станет грустно. В этом упражнении мы активируем внутренние процессы, включая улыбку. В целом, необязательно понимать как это работает – ведь работает. Есть мнение, что пение на улыбке ненастоящее. Но пение на грусти уж слишком грузное, неудовлетворительное, слушателям оно не нравится. С улыбкой шансов становится больше, невербально это почувствуют. Особенно актуально для начинающих вокалистов – разница будет колоссальная.
Что пить и есть перед записью в студии
Плохо влияет:
- переедание. Лучше прийти в энергичное состояние, ресурсное. Оно как правило не приходит после переедания. После плотной еды человек спит.
- шоколад, орехи – хочется кашлять
- холодная вода – замедляет скорость работы мышц
- сладкая вода, типа кока-колы – насыщает усталостью
Хорошо помогает:
- теплая вода и напитки (чай, кофе)
- энергичное состояние (найдите период дня, когда у вас максимум)
Направление пения
Необходимо представить, что поем людям, которые находятся далеко от вас. Также представим себя далеко в горах и будем петь объектам на удалении 500 метров. Такое упражнение ловко корректирует направление пения и быстро включает все невербальные механизмы, благодаря которым слушатель понимает, что артист поет именно для него. На физическом уровне выпрямляется спина, поднимается голова, воздух идет в микрофон, а не мимо него. Обратная ситуация – лицо вниз и пение в себя. Фокус размывается, исполнение становится вялым и скучным, эмоций нет. Давайте смотреть вперед и петь слушателям, они точно почувствуют!
Самое полезное упражнение для записи вокала
Упражнение скорее из НЛП (нейро-лингвистическое программирование), чем из вокальной практики, а на записи работает лучше, чем педагоги. С педагогами, которые приходят на записи в студию, целая проблема. Артист не может сфокусироваться на упражнении и состоянии одновременно!
Артист хорошо исполняет песню, когда ее проживает. Находясь в студии, состояние размывается и не соответствует тому, что изложено в тексте. Артисты бывают в стеснении, или наоборот в легкой эйфории от происходящего – много микрофонов, оборудования, красота. Песня, скажем, о чувствах к девушке. Девушки рядом нет, да и чувства давно прошли. Погрузить артиста в состояние песни – бесценно. Не понадобятся никакие дополнительные упражнения, если это сделать качественно, результат будет фантастическим и настоящим. Что делаем?
- Выбираем ситуацию из личного опыта, в которой были чувства, близкие к тексту песни
- Расслабляемся, можно спокойно подышать минутку, стараясь замедлиться. выключаем телефон и все, что может отвлечь. Все делаем медленно
- Вспоминаем, что видели в той ситуации (1 объект). Осознаем, делаем небольшую паузу 5-10 сек
- Вспоминаем, что слышали в той ситуации (1 объект). Осознаем, делаем небольшую паузу 5-10 сек
- Вспоминаем, что чувствовали в той ситуации (1 объект на выбор из осязания, обоняния или вкуса). Осознаем, делаем небольшую паузу 5-10 сек
- Повторяем круг три раза. Для более глубокого погружения делаем 5 раз
- После этого пишем вокал, не теряя состояния, при необходимости вспоминаем детали. Важно, чтобы это был прожитый опыт. Тут задача – не придумать новое (это не работает), а воспроизвести чувства, которые были, прожить их сейчас.
- Наслаждаемся настоящим результатом!