Что такое плагин

Плагин – это независимый модуль, который подключается к основной программе. Представь, что живешь в многоквартирном доме. Продуктовый магазин внизу – это дополнительный «плагин», который идет в комплекте к дому. Еще может быть бассейн на крыше, лифт и аптека – все это дополнительные опции, которые добавляют удобств,  закрывают потребности. В музыкальных программах тоже есть плагины. В основном они нужны для обработки дорожек и создания звуков (синтезаторы, семплеры и т.д.).

Основная программа, в которой мы делаем музыку, называется секвенсором. Logic Pro, Pro Tools, Ableton Live, FL Studio, Cubase и другие – это секверсоры (они же DAW). Там большой функционал, но дополнительно устанавливаются качественные синтезаторы, инструменты, библиотеки звуков, плагины для сведения и мастеринга. Сторонние плагины так далеко шагнули вперед, что теперь сложно представить написание музыки без них.

Разработчиков музыкальных плагинов довольно много, а среди продуктов выделяются свои «хиты». Процесс написания музыки благодаря им стал удобней, а результаты получаются быстрее и лучше. Сегодня расскажу, какими плагинами пользуюсь я. Занимаюсь коммерческой музыкой довольно давно, обо мне можно прочитать тут. Сегодня транслирую личный опыт, возможно кому-то окажется полезным.

Со временем оказалось, что 90% бессознательно установленных плагинов не нужны. Сначала хотелось иметь  побольше, да поновее, но оказывается, на результат это не влияет. Важнее оказалось разобраться с несколькими ключевыми плагинами. Я много путешествую, пишу музыку на Mac Book Pro. Раньше было много “железа” (настоящих синтезаторов, оборудования), даже топовый Pro Tools HDX (это очень дорогая система для записи). А вот теперь только макбук, Logic Pro, Ableton и плагины к ним.

Несколько главных форматов плагинов – VST, AU, AAX

AU – плагины для программы Logic Pro. Лоджик работает только на системах mac, для Windows знаменитого секвенсора нет и видимо, не предвидится: Logic Pro принадлежит компании Apple. AU плагины подходят и для Аблетона на системах mac.

AAX – это плагины для программы ProTools. ProTools всегда был удобной программой для работы в больших студиях, сейчас есть версии для mac и win. Раньше ProTools работал с форматом плагинов RTAS, сейчас он превратился в AAX.

VST – плагины, универсальные для системы Windows. Их видят программы Cubase, Ableton Live, Frutty Loops и другие. 

VST плагин устанавливается как обычно, а запускается только из секвенсора. Есть версии, которые работают и самостоятельно, без основной программы, обозначаются как Standalone (самостоятельная программа). Именно такое обозначение можно встретить где-нибудь на раздачах rutracker. Для чего нужен формат Standalone? Например, необходимо учиться играть на рояле или выступить на концерте. Запускать секвенсор каждый раз – громоздко, поэтому ставим Standalone рояль и все играет через одно окно.

Эквалайзеры

Эквалайзер нужен для для изменения частотной характеристики звука. Используется повсюду, даже в машине, скорее всего, есть простенький эквалайзер: баланс низких (басов), средних и высоких частот. Здесь то же самое, только частоты можно изменять очень точно, с точностью до герца.

Эквалайзеры в большинстве случаев можно использовать стандартные. Например, в Logic Pro довольно удобный эквалайзер с удобной визуальной картинкой. В 95% случаев я пользуюсь им. Внешний плагин нужен, если в звуке нужна изюминка. Есть такие плагины, которые были созданы как точные копии дорогих приборов. Они не только изменяют частоты, но и привносят приятные искажения. Мы иногда говорим «ламповый звук», «теплый звук» и все такое. Когда я чувствую необходимость, открываю Waves. Waves – это дорогущий набор плагинов (около 500 штук), пиратские версии которых гуляют на просторах рунета. Многие из них имитируют «железные» приборы. У многих известных эквалайзеров и компрессоров меньше «крутилок», они кажутся менее точными в настройках, но они делают со звуком то, что нужно. Это касается и компрессоров. Если нужна математически точная и удобная настройка, также попробуйте Fab Filter, а если изюминка – Waves.

Эквалайзер плагин

Эквалайзер плагин (logic pro)

Компрессоры и лимитеры

Компрессор управляет громкостью звука, аккуратно прижимая ее уровень. Лимитер действует более жестко и срезает громкость выше заданного уровня. При критических значениях сжатия компрессор превращается в лимитер. Оба плагина используются как очень важные элементы и сведения и мастеринга. Без них хороший громкий микс не получается.

90% работы, как и в случае с эквалайзером, делают стандартные компрессоры. Стандартные плагины полезны по той причине, что не съедают много оперативной памяти и не грузят процессор. Когда в песне 50+ дорожек, это актуально. За изюминкой опять идем в Waves. Например, CLA 2A, H-Comp и другие компрессоры могут сделать хороший результат.

Я предпочитаю сразу находить хорошие семплы и записывать инструменты качественно. Дело в том, что надеяться на компрессоры и эквалайзеры – не совсем верная стратегия. Если звук откровенно дешевый, будет сложно. Если выхода нет, на помощь приходят сатураторы и энхансеры. Энхансер добавляет новых частот, которых в звуке не было. Для бас бочки и бас-гитары – R-bass от Waves, а также MaxxBass. Для гитары, вокала и других инструментов – Ozon (там есть многополосный энхансер, можно поднять нужную частоту). Также на помощь может прийти эмулятор ленты, или сатуратор. Звукорежиссеры заметили, что если записать звук на магнитофонную пленку, он становится более «теплым». Было создано много плагинов, которые насыщают звук тем же образом, как это делает пленка. Попробуйте найти хороший сатуратор и наслаждайтесь. Я использую такой плагин на мастеринге, чтобы смягчить звучание.

Что касаемо лимитера. L1 от waves – самый удобный на мой взгляд. Хотя лимитер технически довольно прост и можно научиться использовать стандартный. Если сделать значение Ratio на компрессоре очень большим, компрессор превращается в лимитер.

Компрессор и лимитер

Компрессор и лимитер

Гитарная обработка

Самым удобный плагином для моей гитары оказался CLA Guitars. Я его включаю и сразу получаю «фирмовый звук» без особых заморочек с настройками. Там настроек то особо и нет, в отличие от других гитарных приборов. Недавно знакомый посоветовал Amplitube. Я установил, но заметил, что он ест очень много ресурсов компьютера, хотя звучит хорошо. Его использую, когда нужен качественный звук для очень “гитарных” стилей. Также гибко справляется  с задачей плагин Guitar Rig от Native Instruments, но там придется поискать хороший пресет или даже установить его дополнительно (получается плагин для плагина). Одно из самых популярных расширений для Guitar Rig называется Rammfire – похоже на звук гитары Rammstein.

Плагин для обработки гитары

Плагин для обработки гитары CLA Guitars

Плагины для мастеринга 

Мне нравятся T-Racks – довольно старые, но очень действенные плагины.  Есть еще классика мастеринга – Ozon. Это  плагин позиционирует себя как средство для мастеринга, с чем неплохо справляется. CLA Mix от Waves – плагин, который очень хорошо склеивает звук и делает его дорогим. Давайте покажу плагины, которые стоят на последнем мастеринге, который я делал для своего клиента:

  • Channel EQ – стандартный эквалайзер лоджика
  • T-Racks Compressor – очень классный компрессор от T-Racks
  • Ozone 4. Старая версия плагина Ozon, в котором я активирую многополосный энхансер
  • Pro-Q3 – довольно точный эквалайзер от Fab Filter, который нужен мне для mid-side эквализации
  • Maxx-Bass – добавляет низких частот
  • CLA Mix – очень хорошо склеивает микс. Я даже в подробности не вдавался, по какой механике это происходит. Включил и становится отлично!
  • T-Racks Clipper – это подобие лимитера, который очень качественно разгоняет громкость и подкрашивает трек, делая его мощным, вкусно хрустящим
  • L1 limiter – очень точный лимитер, в котором я выствляю референсную громкость -0,3 дб

Плагины для мастеринга

Плагины для мастеринга

Плагины для обработки вокала: 

  • CLA Vocals. Довольно универсальная вещь от Waves, одной которой может быть достаточно для обработки вокала.
  • Эквалайзеры – как писал выше, использую, в основном, стандартные.
  • Компрессия – стандартная + CLA-2A, который моделирует настоящий прибор от Teletronix.
  • Pitch для создания дополнительного низкого бека. 
  • Delay и Ревербрация – стандартные + H-delay
  • Для интересностей chorus effect, Enigma от Waves, гитарные эффекты (отлично слушаются в роке и репе). 
  • Для работы с беками могут потребоваться плагины, которые делают звук шире. Сойдет S1 от waves, также в программах есть класс плагинов, которые можно найти в своей программе в разделе что-то типа “stereo imaging”

Плагины для проигрывания музыкальных библиотек

  • Kontakt от Native Instruments. Довольно популярная вещь среди аранжировщиков. О нем я подробнее писал в статье про использование библиотек семплов. Если коротко, kontakt позволяет проигрывать очень богатые и объемные библиотеки звуков, которые повторяют звучание инструментов, записанных на профессиональных студиях. Найти библиотеки можно на торрентах или купить на европейских, американских сайтах, если получится. В рамках плагина Kontakt у меня есть барабаны, которые звучат как живые и пару роялей
    Плагин Kontakt для проигрывания библиотек семплов

    Плагин Kontakt для проигрывания библиотек

  • Семплеры. Это плагины, которые позволяют из одного звука делать полноценный инструмент. Загружаем звук “ааа”, записанный на микрофон своим голосом и можно играть мелодию, даже исполнять аккорд. В каждой программе есть семплеры, работающие по умолчанию.
    Семпл

Синтезаторы

Разговор о плагинах был бы неполным без синтезаторов. Стандартные не всегда покрывают задачи аранжировщика. Со временем, я понял, что лучше хорошо изучить 1-2 синтезатора вместо бездумного использования всего подряд. Кстати, ловите бесплатную обучалку от Аблетон. Тема синтеза звука очень широка, многогранна. В основном, все используют заранее настроенные звуки, так называемые пресеты. Я тоже для скорости люблю пощелкать готовое, но для классного микса приходится углубляться в детали и менять их. Иной раз в звуке изменяем значение Attack или Release, микс становится лучше. Приведу список синтов, с которыми все получается хорошо:

  • Omnisphere от разработчика Spectrasonics. Большой мощный синтезатор, который покрывает очень много задач музыканта.
Синтезатор Omnisphere

Синтезатор Omnisphere

  • Stylus RMX от разработчика Spectrasonics. Это как Омнисфер, только для барабанных грувов. Если разобраться, можно делать очень качественные лупы.
  • Massive от Native Instruments. Классика синтеза, пользуюсь им для басовых партий.
  • Из внешних плагинов все. Даже не знаю чего еще желать в рамках коммерческой работы. Плюс использую стандартные, встроенные в Logic Pro синтезаторы, например там есть мощный синт Alchemy. Он действительно крут, и если лет 5 назад работу в лоджике было сложно представить без внешнего синта, сейчас они шагнули далеко вперед. С обновлениями появляется много интересного. Если научиться генерировать синтезаторный звук самостоятельно, много плагинов не потребуется. Можно все сделать своими руками, просто отталкиваясь от подходящего пресета.