Кризис ударит по стримингу. Проблемы будут с двух фронтов. Первый – это невозможность получать оплаты от стриминга. Не исключено, что некоторые платформы придумают обход, например, вывод средств в криптовалюте. Но основные платформы на это не пойдут, в связи с чем придется найти нового дистрибьютера, который позволит нормально выгружать треки и получать отчисления. Старые композиции, права на которые находятся у стриминговых сервисов, пока приносить ничего не будут. Второй фронт – это уход таких гигантов, как Spotify, блокировка Youtube, санкции от Apple. Думаю, эта проблема решится сама собой уходом слушателей в VK, Яндекс музыку и другие российские платформы. Но опять таки пострадают выплаты для артистов – на западных платформах платят в разы больше.

Как повлияет уход стриминга из России на доходы музыкантов?

Известно, что основной доход артистов в России – это концерты. Он составляет до 85% (для сравнения, на западе – около 50%). Стриминг, как правило, закрывал расходы на запись материала в студии и съемку клипов, при этом всегда составлял около 10% в среднем по больнице. В этом плане теперешний кризис сильно отличается от предыдущего: пандемии 2020. Пандемия в прямом смысле “убила” концерты, и вот тут музыкантам было совсем тяжело. Новый кризис отменяет ограничения старого: уже отменяют соблюдение дистанции, ношение масок, а значит, концерты скоро оживут.

Завершение концертов для артиста – эта история, которая звучит гораздо печальнее, чем уход стриминга. Важно помнить, что в России все еще мало людей, перешедших на подписки, а значит музыку продолжат слушать и по-старинке. В этой ситуации я бы рекомендовал русским платформам открыть прямую загрузку и монетизацию музыки для артистов из России. Сейчас это происходит так: отправляем трек посреднику (дистрибьютеру). Он отправляет на все музыкальные площадки в мире. В условиях, когда западные платформы закрыты или ничего не платят, можно было бы выплачивать гонорары артистам напрямую. Так, упростилась бы и модерация, и загрузка. Сейчас приходится ждать по 2-3 недели до релиза.

Упадут ли доходы с концертов

Если сравнивать с пандемией, то видимо, вырастут. Потому что тогда всех просто закрыли. Мои друзья организаторы жалуются, что концерты переносились по несколько раз, а некоторые так и не были сыграны. Были заморожены значительные бюджеты, в результате чего механизм выплат гонораров претерпел значительные изменения. Как было раньше: организатор отправляет предоплату артисту, на концерте отдает всю сумму. Обычно это фиксированный заранее известный гонорар. Как сейчас: прибыль делят с уже проданных билетов на концерте. То есть собрали 100 тыс руб, и распилили то, что получилось по факту. Ведь гарантий, что ничего не отменят, больше не существует, организаторы устали.

Сейчас ожидаемое затишье, многим важно не потерять лицо, создавая пир во время чумы. Как только устаканится, артисты вновь объявят о концертах – потому что это заработок, которого уже как 2 года катострофически не хватает. У людей в стране, очевидно, станет меньше денег, но музыку слушать не перестанут. С точки зрения психологии, музыка – это не только про развлечение, но и про закрытие многих потребностей. Людям свойственно объединяться, ходить на концерты, отдыхать, познавать, чувствовать себя в обществе с другими людьми, быть понятыми, услышанными, и концерты способны все это дать.

Некоторым музыкантам станет тяжелее

У кого публичная позиция не совпадает с позицией власти. Например, известен архетип “музыканта – бунтаря”, который всегда идет против системы. Ряд музыкантов сейчас получит одновременно беспрецедентное давление со стороны системы, с другой – мощнейшую поддержку комьюнити, которому тоже запретили. Да, им сложнее будет найти друг друга на официальных концертах, и монетизация сильно упадет. Однако, вспомним про советский рок, а также Ленинградский рок-клуб – сколько артистов работали за закрытыми дверями СССР. Денег не было, но музыка была. Подводя итог, такие смельчаки аудиторию все равно найдут, потому что в любой системе всегда есть запрос на несогласие и протест. В России это не менее 20% людей, и их много среди самой слушающей аудитории – молодых людей.

Артисты, которые работали в жанре поп-музыки и многих других, могут оставаться в нейтральной позиции и после небольшой паузы работать дальше. Слушателям всегда нужны те, кто поет о любви и не только. Пристальное внимание к гражданской позиции также не коснется начинающих артистов, у которых пока нет большой аудитории. Так что, продолжаем, делать музыку.