История миди кливиатур

Раньше синтезаторы были аналоговыми: они воспроизводили звук, который можно было передать в виде электрического сигнала по проводам. Синтезатор подключали в пульт на концерте и играли, как обычно. Нажимаем клавишу – получаем звук. Получалось самодостаточное устройство, которое само воспроизводит звуки, все переключения происходят на панели самого синтезатора. 

Аналоговый синтезатор

Аналоговый синтезатор moog

Когда появился компьютер и на нем научились синтезировать звук, стали думать, как можно клавиши подружить с компьютером, но получалось не очень. Не было единого стандарта, языка общения между клавишами и компьютером. Пришлось производителям собраться и найти единое решение. В итоге сделали стандарт, который назвали MIDI. Он был призван решить недопонимания между разными типами устройств. Musical Instrument Digital Interface – цифровой интерфейс музыкальных инструментов. 

Формат стал настоящей революцией, потому что теперь устройства можно было подключать не только компьютеру, но и коннектить между собой. Любые клавиатуры и секвенсоры стали работать вместе. Если раньше нужно было иметь 5-6 разных больших «железных» синтезаторов, то теперь нужна была 1 клавиатура и несколько плагинов для секвенсора, который был установлен в компьютере. 

Midi клавиатуры

Midi клавиатуры умеют работать с другими девайсами

Синтезатор стал слишком громоздким прибором. От него оставили клавиатуру, которая только умеет передавать ноты в компьютер. Этот девайс назвали MIDI-контроллером или MIDI клавиатурой. Такой прибор уже не воспроизводит звук сам по себе, зато выполняет функции управления и передачи сигнала в комп. Миди клавиатура вводит ноты в секвенсор так же, как это делает обычная клавиатура с текстом. Мы печатаем, буквы появляются на экране.

Итак, 1 клавиши, 1 основная программа на компьютере (Cubase, Logic Pro, Ableton или другая), и много виртуальных синтезаторов, которые принимая сигнал с клавиатуры, создают звук. 

Плюсы миди клавиатур

У миди клавиатуры множество плюсов:

  1. Она закрывает почти все потребности музыканта – можно писать бас, барабаны, клавиши, баян, скрипки и все что угодно. Можно менять звук за секунды уже после записи партии. Это не то же самое, что записать живагу – там ничего не получится поменять.
  2. Midi клавиатура мало весит. Особенно актуально для тех, кто ездит на гастроли. Таскать за собой 20 килограмм сложновато, а MIDI клавиатура – это кусок пластмассы, который остается подключить к компьютеру.
  3. Midi клавиатура мало стоит. На досках объявлений можно найти за копейки. Мне удавалось находить нормальные девайсы за 3-5 тысяч рублей. 
  4. Простота подключения. Большинство MIDI клавиатур соединяются с компьютером через обычный USB провод. Есть старые версии с разъемом 5 DIN, которые все еще используются в некотором профессиональном оборудовании, для таких предусмотрен переходник на USB. 
  5. Не нужен драйвер. Включил, загрузил секвенсор и играй. 
  6. Долговечность. Ее и правда, очень сложно сломать, потому что ломать там особо нечего. 

Стоит заметить, что большинство учебных и профессиональных синтезаторов также оснащены MIDI выходом. Они тоже передают MIDI сигнал, работают как MIDI клавиатуры. Значит, твой старый синтезатор или электропианино тоже могут дружить с компьютером. Проверяем!

Миди выход на синтезаторе

Миди выход на синтезаторе

Pin 5 вход / выход на синтезаторе

Pin 5 вход / выход на синтезаторе

А вот минусы MIDI клавиатур:

Они не воспроизводят звук сами, ведь отсутствуют органы, которые создают и вопроизводят звук, – там только нули и единички для компьютера. Не подойдет для тех, кто учится играть на клавишах, и не хочет каждый раз включать компьютер. Вам лучше найти недорогой синтезатор или электропианино, они умеют издавать звуки самостоятельно. 

Два основных типа миди клавиатур

  1. Синтезаторные (невзвешенные) – они более простые и легкие в нажатии, чем клавиши настоящего рояля. На таких гораздо удобней играть басовые, синтеаторные и барабанные партии, потому что кнопки нажимаются быстро.
  2. Полновзвешенные – это клавиши, которые повторяют механику настоящего рояля. Для рояльных партий и обучения такие клавиши могут быть приятней, но на них не совсем удобно играть быстрые партии синтезаторов и барабанов в силу того, что у них скорость отклика гораздо ниже, добиться сильного звукоизвлечения, необходимого для электронных стилей и барабанов, сложновато. Зато на полновзвешенной клавиатуре очень приятно записывать партии рояля, они и звучат более естественно.
Полновзвешенная клавиатура

Полновзвешенная миди клавиатура

Бывают еще полувзешенные клавиши (что-то среднее), но в основном приходится работать с этими двумя.

Миди-клавиши также различаются по размерам. Некоторые клавиатуры имеют 25 клавиш, некоторые 88, все варианты посередине также возможны. Можете считать по количеству октав. Я предпочитаю 4-х октавные – они закрывают мои потребности в звукозаписи, однако для путешествий лучше подойдут 2,5-3 октавные клавиши – их легко возить в самолете. Для редких записей рояля беру 88 полновзвешенных клавиш у друзей.

Миди клавиатура 25 клавиш

Миди клавиатура 25 клавиш

Миди клавиатура 88 клавиш

Миди клавиатура 88 клавиш

Pitch Bend и Modulation, контроллеры

На клавиатурах, помимо черно-белых клавиш, есть еще два регулятора – Pitch Bend и Modulation. Находятся слева.

pitch band миди

Pitch band и modulation на миди клавиатуре

Регулятор Pitch Band позволяет изменять высоту ноты в пределах, которые устанавливаются в настройках синтезатора. Modulation управляет таким параметром, как модуляция. В синтезаторе это один из основных механизмов влияния на звук. С помощью модуляции можно сделать вибрато, например.

На некоторых моделях есть дополнительные ручки и фейдеры. Они изначально не связаны ни с какими параметрами в компьютере. Их назначают самостоятельно. Например, я люблю запрогромировать «крутилку» на изменение частоты среза звука. Активно управляя ей, получается делать дабстеп. 

Миди контроллер

Миди контроллер – здесь отдельно, но такой иногда встроен в миди клавиатуру

Чтобы обучить ручку управлять синтезатором, нажимаем правую кнопку мыши на нужном параметре (обычно есть функция «запомнить»), дергаем контроллер, готово. Если много таких «крутилок» назначить, можно проводить лайв концерты. Музыканты назначают их на собственное усмотрение.

Помимо черно-белых клавиш бывают еще пады. Пады – это устройство ввода миди-сигналов, созданные для удобной игры на ударных. На каждый пад назначается звук, и можно исполнять! Бывают модели, где есть панель падов и обычные чб-клавиши. Пады, в целом, дублируют функции клавиатуры, просто кому-то удобно дубасить по рояльной раскладке, а кому-то по упругим падам. Они просто обладают другой механикой, а суть та же. Пады больше подходят для игры на барабанах, поэтому востребованы среди битмейкеров. 

Миди пады

Миди пады

Миди клавиатура с падами и контроллером

Миди клавиатура с падами и контроллером (все в одном устройстве)

Как писать музыку без миди-клавиатуры мышкой и на клавиатуре компьютера

В видео показываю, какие есть альтернативы для миди-клавиатуры, а также рассказываю основные моменты при подключении, как выбрать, на что обратить внимание

Как выбрать миди-клавиатуру?

Купите недорогую на вторичном рынке. Пусть это будет очень недорогой инструмент. Привыкнув, будет понятно, куда двигаться дальше.

Я бы выбирал по количеству клавиш и механике:

  • Если стоит задача научиться играть, можно взять недорогое электропианино или синтезатор. Они будут воспроизводить звук без компьютера, для обучения это и правда удобно. Различие между электропианино и синтезатором в типе клавиш: у первого полновзвешенные или полувзевешенные (приближено к настоящему роялю), у синтезатора более простая невзвешенная механика. Научиться можно и на том и на том. Как правило, все подключается к компьютеру по формату MIDI на случай звукозаписи.
  • Если стоит задача сочинять музыку в путешествиях, или играть только одной рукой, берем 2,5-3 октавную миди-клавиатуру. Барабанные, басовые, синтезаторные партии будут получаться на ура.
  • Если помимо барабанов, басов, синтов нужно еще мелодические рояльные партии записывать двумя руками, лучше взять 4-х октавную или 5-октавную. Размер позволит играть именно двумя руками.
  • Для полноценных пианистов подойдет большая версия 88 клавиш. Для всех остальных задач штука довольно неудобная. На меньших версиях всегда есть кнопка переключения октав, то есть записать и бас и самый верх получится без проблем.
  • Для тех, кто не хочет работать с миди-клавиатурой, всегда остается опция рисовать ноты мышкой в пиано-ролле секвенсора. Один мой знакомый пишет аранжировки для топовых артистов и никогда не пользуется миди-клавишами. Так что, способ, тоже рабочий
  • Есть еще опция играть на клавишах ноутбука или компьютера. Такая функция активируется почти в любом секверсоре. Разница с миди-клавиатурой будет в том, что ноты будут вводиться только с одной фиксированной громкостью. Это может подойти для некоторых барабанных, басовых и синтезаторных партий.