Почему популярно пение под фонограмму

Петь под фанеру – понятие из 90-х, когда телевизор заполонили артисты, которые очевидно «открывали рот» но не пели. Почему это происходило? Разбираем!

Чтобы записать живой концерт, необходимо задействовать 24-32 аудио канала. Посчитать просто: одни барабаны требуют около 12 микрофонов. Вокал, беки, микрофоны из зала, гитара, бас, синтезаторы (по 2 канала каждый) – вот и набегает большое количество сигналов, которые мало записать: их нужно микшировать. Процесс сложный, требует подготовки и до концерта, и после него. Сведение такого большого количества треков занимает время, да еще и студия специальная нужна!

Студии для съемки передач на телевидении не готовы к таким сложностям – там хватает забот с картинкой, светом, сценарием и т.д. Когда я был на съемке передач, замечал, что центральные сложности там вообще другие, на музыку времени просто не остается. Так и получается, что показывают только хорошую картинку, а звук – это фонограмма, которую накладывают после. Особенности ТВ съемки ограничивают даже использование вокального микрофона. Известно, что на каком-нибудь голубом огоньке микрофон держат ниже обычного, в районе груди – чтобы не закрывалось лицо. Обратите внимание.

Пение под фонограмму

Живой звук на телевидении бывает только в тематических передачах, например в “шоу голос”. Живой звук был  и на “Вечернем Урганте”, только вот музыка там смикширована на скорую руку – сведением по дорожкам никто серьезно не занимается, потому что передача снимается в 10 утра, а выходит уже вечером. Скорость выпуска передачи – очень важный момент для ТВ, связанный с арендой студии, эфирной сеткой, личным расписанием главных гостей и героев. Это несовместимо с вдумчивой работой звукорежиссера. 

Как артисты обманывают нас на концертах, когда поют в дабл

Есть еще один интересный способ, который используют артисты для упрощения работы на концертах, называется «пение в дабл». Суть в том, что музыка звучит с заранее записанным голосом, но артист все же поет поверх записи, делая микрофон на 20-30% от обычной громкости. Такое пение сложно отличить от настоящего, потому что живой звук присутствует! Из других вариантов сочетания громкостей – 50% записи, 50% вживую. Концертные залы в большинстве своем гулкие и не позволяют отличить дабл от живого пения, да и люди доверчивы, непрофессиональны. Отличить от живого пения смогут лишь единицы. Известным способом поддержки вокала также является наличие беков в минусовке. Беки записываются заранее в студии и представляют из себя несколько голосов, спетых отличающимися тембрами, например, субтоном (полушепотом), шепотом, в терцию, в октаву и т.д.  Беки используются как правило на припеве для усиления основного голоса. Часто беки присутствуют отдельной дорожкой в плейбеке. Использовать беки никто не стесняется – это красиво, и это помогает звуку на концертах, уменьшает ошибки.

Плейбек на концерте

Самый распространённый способ сделать звук на концерте полноценным и мощным, даже если не хватает инструментов, это использовать поддерживающие дорожки, так называемый плейбек. Гастролирующая группа состоит из 3-4 музыкантов и обычно своим исполнением не охватывает все инструменты в аранжировке. К примеру, есть барабанщик, басист, гитарист. А вот партии скрипок и клавиш исполнять некому. Но для полноценного микса они очень нужны. И такие партии придумали запускать в записи, играть вместе с записью. Как правило, это несколько дорожек, которые запускает барабанщик вместе с началом трека.

Плейбек

Технически работа с плейбеком устроена следующим образом. Рядом с барабанщиком находится ноутбук с проектом, где записаны несколько дорожек инструментов. Барабанщик запускает трек, слышит клик метронома и плейблек, начинает играть. Благодаря метроному в своих наушниках он понимает с какой скоростью исполнять песню, это обязательный момент. Он равняется на клик метронома, а все остальные – на него. Теперь нужно вывести в зал несколько записанных дорожек из проекта ноутбука. Это могут быть клавиши, скрипки, синтезаторы – да все что угодно. Потребуется многоканальная звуковая карта с множеством выходов. Звук из проекта с помощью звуковой карты, а далее по нескольким проводам отправляется звукорежиссеру зала. Тот выводит их на свой пульт и может изменять громкость этих инструментов. Большинство групп, даже Muse, работают с плейбеком, потому что это удобно – один раз прописал партии и теперь можно использовать от концерта к концерту. Есть еще один плюс: если кто-то из музыкантов заболел и не может выступить, его партии тоже можно загрузить в проект (записать заранее) и воспроизвести на концерте. Мы такой проект готовили для Билана – все было прописано на всякий случай. Для больших ответственных гастролей это важный момент. Также артисты используют тюн вокала, об этом читайте здесь