Как работает эквалайзер на вокале

Звук представляет из себя волну (колеблятся молекулы воздуха). Колебания происходят с периодичностью X раз в секунду. Эта мера называется частотой колебания и измеряется в герцах. 20 герц – это 20 раз в секунду. Человек умеет различать эти частоты. Те же 20 герц – это очень низкий гул, а 500 герц – уже хорошо различимая речь. Человеческое ухо умеет различать частоты в диапазоне от 20 герц до 20 тысяч герц. Тысячи обозначаются приставкой -кило. Килогерц это тысяча герц.

Эквалайзер – это такое прибор, который умеет поднимать или опускать громкость отдельных частот. Например, в примитивном эквалайзере есть bass, middle, high – три диапазона, громкость которых можно менять. Для сведения вокала диапазонов больше. Сейчас расскажу об основных диапозонах, которые нужно понимать, чтобы качественно сводить вокал.

Основные диапазоны частот для работы с вокалом

Делаем поправку, что в женских вокалах эти диапазоны смещаются немного вверх:

  • Низкий диапозон частот ниже 50 герц – обычно полностью убирают, потому что полезного сигнала там нет. Туда проходит гул от микрофона. Иногда срезают и выше – до 100 герц, особенно в рок песнях, потому что диапазон до 100 герц там занят басом, бочкой и очень низкими гитарами.
  • Диапазон от 150 до 300 ГЦ представляют из себя основание тембра, простыми словами “мощь”. Там же находится тон рок-гитар. С другой стороны, диапазон довольно проблемный – если переборщить, будет “как из бочки”. Особенно, такой эффект возникает после записи в плохо изолированных комнатах. Избавиться от гула на этих частотах можно качественной толстой звукоизоляцией. Параллон не подойдет – он глушит отражения на высоких частотах. Акустические ловушки из минеральной ваты, обычные подушки и вертикально поставленный диван возле микрофона во время записи могут помочь.
  • Основное тело вокала от 300 до 1 кГц – это то, что мы легко слышим и различаем
  • диапазон 3 кГц отвечает за четкость исполнения. Если вокал плохо читается, можно поднять эту частоту. Если переборщить – будет неприятно и больно резать слух.
  • Частоты 5-8 кГц отвечают за прозрачность, воздушность вокала. Также это называется эффектом присутствия. Благодаря этой частоте мы понимаем, что исполнитель находится рядом, потому что такие высокие частоты легко глушатся, на далекое расстояние не распространяются. Интуитивно наличие таких частот означает близость источника звука.
  • 10 кГц частота, на которой находится буква С. Иногда “ссс” слишком громко звучит и режет слух. Для того, чтобы избавиться от проблемной эс, существует плагин диэссер

Показываю, как пользоваться эквалайзером на вокале

Как эквализировать вокал – инструкция

  1. Убираем низкую частоту – находим место, где заканчивается шум и неразличимый бубнеж
  2. Слушаем, насколько хорошо вокал сидит в миксе. Начинаем регулировать следующие диапазоны:
    – если не хватает “жира” – поднимаем диапазон от 150 до 300 герц
    – если очень бубнит – опускаем диапазон от 150 до 300 герц
    – если вокал неразборчив, поднимаем 3 кГц (килогерца = 3000 ГЦ)
    – если вокал слишком резкий, опускаем 3 кГц
    – если вокал кажется очень далеко, поднимаем 5-8 кГц
    – если очень громко и неуместно звучит звук С, включаем плагин деэссер следом за эквалайзером
  3. Регулируем громкость вокала – так мы управляем основной частотой. Отдельно ее поднимать не нужно, достаточно отрегулировать частоты выше и настроить общую громкость дорожки.
  4. Теперь может понадобится компрессор для вокала, чтобы выровнять громкость