Так как я сделал более 500 песен для известных, неизвестных артистов, различных компаний, фильмов и т.д., сейчас поделюсь опытом как записывать песни качественно, быстро и с предсказуемым результатом. В мастер-классе я показываю, как создавать из набросков на диктофон очень качественные припевы. Можете посмотреть запись, в видео есть тайм-коды, где я прокачал 4 наброска:

Формат очень понравился зрителям и мне, поэтому теперь можно присылать и свои наброски на разбор, для этого необходимо написать мне в инстаграм. Обязательно укажите “набросок для прокачки, увидел на сайте”. Есть рубрика, где я опубликую результат.

Есть три типа песен

  1. Я называю это “пассивы”. В мире инвестиций пассивами принято называть то, что тебе ничего не приносит, а только отнимает деньги, силы и время. Большая часть песен начинающих артистов – пассивы. Определение из мира финансов довольно точно описывает опыт многих из вас – полгода писал песню, но она что-то никому не понравилась
  2. Radio friendly – это песни, которые не способны тебя самостоятельно раскрутить, но с которых слушатель не переключается. Этот термин широко используется на радиостанциях, так как их задача – удержание слушателя. От этого зависит лояльность рекламодателей и рентабельность радиостанции как бизнеса. Нет удержания – нет денег. В альбоме артиста таких песен может быть несколько. Когда вы идете на прогулку и включаете плейлист, некоторые песни играют себе и вам хорошо. Но большого значения вы им не придаете.
  3. Хиты. На языке инвестиций – это “активы”. Одна песня способна сделать артисту карьеру. Если не узучать принципы написания хита, то дойти до хита самостоятельно сложно. Написание хита – это определенные правила, которые важно перенять у человека, который их понимает и применяет. Мои услуги востребованы только по той причине, что я высекаю из потока звуков и нот музыкантов фразы, которые могли бы лечь в основу песни из разряда radio friendly или хита.

Как сделать из песни хит?

В основе лежит понимание того, как устроено человеческое поведение. Оно формировалось сотни тысяч лет, в результате эволюции сложилась тенденция к постоянной проверке текущей обстановки, отвлечению внимания. Те, кто долго сидели и залипали в одну точку, просто не выжили, возможно на них нападали дикие звери, кусали змеи или еще что-то. Остался вид людей, которые постоянно отвлекаются по сторонам.

Сейчас доказан факт, что концентрация внимания у среднего человека на одном объекте составляет около 8 секунд. Это чуть меньше среднестатистической аквариумной рыбки, которая в состоянии поддерживать свое внимание в течение 9 секунд. Это означает, что если мы делаем запоминающийся кусок в песне (мелодию, хук, риф) более 8 секунд, он будет “по техническим причинам” проигнорирован.

Механизм отвлечения стал залогом выживаемости человека много тысяч лет назад, а недавно подтвердился популярностью таких форматов, как короткие видео (Тик-Ток, Instagram Reels).

Когда создаешь припев, и нагружаешь его словами, сложными смыслами, их, скорее всего никто не запомнит. В памяти останется очень короткий фрагмент. И если не делать его сознательно, бессознательное человека все проигнорирует.

Когда мне приносят наброски, я проматываю их в поисках запоминаемых частей, которые могли бы запомниться с первого раза. Я строю песни от фрагментов, которые запоминаются без дополнительных усилий. Ко мне приходят и платят большие деньги, потому что я делаю песни, которые запоминаются и всегда выводят артиста на следующий уровень.

Как понять, что моя песня – хит?

Один критерий проверки – песня запоминается большинством случайных слушателей с первого прослушивания. Почему с первого – очень просто понять, если вспомнить свой опыт, как мы слушаем музыку сейчас. Обычно, это плейлист в каком-нибудь Spotify, Apple Music или ином сервисе. Песни идут друг за другом, их много. Мы не возвращаемся к песням, которые не понравились и не запомнились с первого раза. А зачем, если есть миллион других? Те, кто выросли при дефиците кассет, пластинок, слушали музыку иначе. Но давайте примем за константу, что это время безвозвратно ушло. Мир изменился навсегда, нет смысла делать то, что несколько десятков лет уже не работает.

Важно отметить, что друзья, родственники и знакомые не являются целевой аудиторией и не способны дать качественный фидбек. Эти люди выражают отношение не к песне, а к человеку, который ее написал. У меня был клиент, который оценивал песни по реакции жены. Она была счастлива, но песни не работали.

Для проверки необходимо идти в люди, и как можно скорее. А то можно годы писать свои хиты, а потом реальность оказывается недружелюбной, или тренд успел уйти. Это бывает больно и не все от этого оправляются. Будьте аккуратны.

Что делать с теми песнями, которые уже написаны?

Как правило, лучше с ними ничего не делать, потому что бесконечное копание в старом не приводит к новому. Я очень часто наблюдаю, как артисты целый год пытаются переделать одну и ту же песню. Пока что в моей практике это не приводило к серьезному результату. На дворе 21 век, и выигрывают те, кто научился делать и выпускать песни быстро. Сейчас тренды могут меняться со скоростью 1 раз в 3 месяца, ну какой год, вы что?

Вместо записи альбомов, вымученных синглов, гораздо эффективней попробовать понять, почему песни из рейтинга https://www.shazam.com/ru/charts/top-200/russia запоминаются, а твои – нет. Если оказалось просто, то в рейтинге Шазама можно выбрать другую страну и потренировать себя. Принципы написания хита примерно одинаковы, правда от страны к стране есть отличия в деталях. Да, написать хит в России, Европе и Бразилии – разные задачи, об этом я уже рассказывал в моем instagram.

Сколько стоит написать хит?

Не ведитесь на рекламу, если вам гарантируют создать хит завтра. По статистике, из 10-20 песен и набросков хорошо получается 1. Я много раз выводил эту цифру, даже у известных артистов – так. Мы можем использовать эти данные себе на пользу. Например, создавать много набросков, наподобие тех, что вы видели на записи мастер-класса (вы же посмотрели?). Делать ставку на одну песню просто бесполезно. Как правило, заранее сложно определить, какая песня пойдет. Иногда и опытным продюсерам это не очевидно. Сочинить хит можно бесплатно, если сделать N попыток, тогда с определенной долей вероятности, рано или поздно это произойдет. У опытного продюсера эта вероятность выше, но это не означает, что на 100% он может угадать. Отсюда вывод – необходимо нарабатывать опыт, который увеличивает вероятность написания хита. Для это цели я сделал курс

Также я и мои коллеги работают с песнями артистов, но мест мало, однако найти окно – можем. Предварительно необходимо прислать свои наброски

Как мы работаем с песнями, чтобы они запоминались с первого раза?

Во первых, мы слушаем несколько разных набросков, песен, демо-записей артиста. Артиста мы принимаем за неизменяемый параметр, поэтому важно выбрать материал, который наиболее выгодно сочетается с тембром и стилем. Иногда делаешь новую тональность и уже звучит в два раза лучше.

Во вторых, мы ищем простые запоминаемые припевы и хуки, выстраиваем песни вокруг них. Не все артисты готовы к изменениям по нашей просьбе, но мы и не работаем со всеми. Зато с теми, кто попробовал – довольны, потому что видят результат: вчера выступали на концертах с 20 зрителями в своем небольшом городе, а сегодня песню “случайно” взяли в кино, иногда звучат на радио и т.д.

В третьих, мы не строим иллюзий и не говорим, что песня точно зайдет, потому что это зависит еще от двух параметров, на которые мы не можем повлиять. Об этом ниже:

Три столба популярности

  1. Песни
  2. Харизма артиста
  3. Каналы продвижения

Что касается продакшена песен, в моих силах сделать очень запоминаемый и даже вирусный материал, который понравится большинству людей.

Но как писал выше, я принимаю за константу самого артиста и его скиллы на текущий момент. Под харизмой стоит понимать навыки риторики, актерское мастерство, сценические навыки, свойство заводить толпу, стиль артиста, его привычки, инфоповоды, интерес, который он как личность способен вызвать у людей. Отличие саунд-продюсера и продюсера заключено как раз в этом: второй выбирает из сотни людей одного, а я и мои коллеги внимательны к тому человеку, который обратился и готовы вытянуть из него самое лучшее, получить лучший вариант из возможных.

Хорошая новость в том, что харизма тоже прокачивается, и кстати это не лежит в плоскости занятия вокалом. Актерское мастерство тут поможет гораздо сильнее. Можно заниматься параллельно с записью песен. Рекомендую вам прочитать ту самую книгу Станиславского “работа актера над собой”.

О каналах продвижения можно сказать, что новички делают акцент именно на этом аспекте, забывая, что лучший пиар для песни – это сама песня. Какой смысл продвигать то, что даже сложно запомнить? Зато есть большой смысл продвигать песни, которые написаны по принципам создания хита. Каналы продвижения – тема более простая и быстрее подвластная пониманию.