Коррекция вокала по нотам необходима в случаях, когда артист не совсем попадает в ноты. В этом нет ничего страшного – даже известных артистов тюнят. Инструменты, которые позволяют затюнить вокал общедоступны и просты в понимании, однако потребуется некоторая сноровка и желательно понимание музыкальной грамотности. Существует два основных метода “тюна вокала по нотам”:
1. Автотюн – программа автоматической коррекции вокала. Подключается как плагин к основной звукозаписывающей программе. Принцип работы следующий:
К дорожке, которую нужно “затюнить”, подключается плагин. Определяем тональность песни, выставляем ее в качестве референсного значения. Далее “Автотюн” предлагает выбрать, насколько сильно будет исправлен вокал. Чем сильнее будем “тюнить”, тем менее натуральным будет казаться голос. При очень сильной коррекции вокала вместо привычного исполнения вы получите эффект, будто песню спел робот.
Зачастую, данный эффект добавляют специально, для придания голосу электронного оттенка. Если цель – выровнять высоту тона голоса без побочных эффектов, мы должны учесть, что автотюн может сделать это, но в небольших пределах (в пределах тона).
Задачи коррекции вокала при больших отклонениях, решаются программой Melodyne, Logic Pro или плагином Waves Tune
2. Melodyne – программа для ручной корректировки вокала по нотам. Предел возможностей этой программы гораздо шире, чем у AutoTune, но за это преимущество приходится платить временем, ведь каждую ноту надо править вручную!
В программе можно поменять высоту звука, вибрацию голоса, переходы между нотами, форманту и другие параметры. Программа отлично тюнит в пределах от полутона до терции. Если вокалист ошибается на большие значения, сделать его голос ровным без специфического компьютерного эффекта не получится. Было замечено, что самые большие погрешности исполнения достаточно хорошо исправляются в Logic Pro X.
Посмотрите видео, на котором происходит процесс коррекции вокала (программа Melodyne):
Как работает ручной тюн (коррекция) вокала по нотам
Почти в любом редакторе ручной коррекции вокала (Melodyne, Waves Tune, стандартный тюн в Logic Pro) есть несколько основных функций. Итак, чем можно управлять:
- Высота ноты. Оно и понятно, тянем ноту вверх или вниз, перемещаемся между нотами – сразу на полтона. Для более точной настройки зажать ctrl или alt
- Выравнивание Vibrato и изменение наклона оси. Когда голос дрожит, можно сделать его ровнее, уменьшить амплитуду дрожания. Также средняя высота ноты может «расти» или «падать» вниз. Когда необходимо все же задержаться на ноте, исправляем этот наклон.
- Изменение форманты. Форма́нта — термин фонетики, он обозначает уникальность тембра. У мужчины форманта ниже, у женщины выше. Изменяя форманту, можно изменить тембр голоса.
- Громкость ноты. Позволяет сделать потише некачественные переходы и резкие выкрики. С этой проблемой может справиться и компрессор во время сведения.
- Местоположение ноты – двигаем позицию ноты влево и вправо по времени. Иногда мы торопимся или запаздываем. Здесь это можно исправить, подвинуть сразу несколько нот. В melodyne это функция time tool
- Растянуть ноту. Иногда недостаточно переместить ноту влево или вправо – спели слишком быстро или слишком медленно. На помощь придет эта функция (в melodyne это функция time tool)
- Высота тона в начале и конце ноты – позволяет более естественно соединять соседние ноты между собой.
- Выровнять все ноты автоматом – позволяет автоматически подравнять все выделенные ноты. В начале так и делают, а потом дотюнивают то, что плохо получилось, на слух
Стратегии тюна вокала по нотам
а) Выровнять только грубые ошибки. Такая стратегия позволяет сохранить естественность исполнения. У профессиональных вокалистов всегда есть 2-3 ноты, которые сразу не получились.
б) Тюним естественно. Выравниваем все ноты автоматом, а затем прослушиваем и поправляем все, что можно сделать лучше. Такая стратегия позволяет улучшить любое исполнение и является самой распространенной
в) Исправляем очень плохое пение. Есть люди, которые категорически не попадают ни в какие ноты и не могут адекватно спеть мелодию. Для таких людей есть неплохая стратегия тюнить не в оригинальную мелодию, а ту, которая наилучшим образом получается именно у них. Благодаря этой стратегии у нас получается услуга «запись песни в подарок».
г) Сделать сильно заметный тюн. Сильно тюненый голос намеренно делают в репе, поп-музыке. Для это стратегии включаем автотюн, не пользуясь ручным тюном типа melodyne и др.
Как тюнят профессиональных артистов на концерте и после концертов
На живых концертах тюн не используется. Дело в том, что залы довольно гулкие, много низких частот, которые забирают внимание на себя, и технически использовать тюн вживую очень сложно, да и не нужно – на громком концерте публика врядли все поймет. Приборы для “онлайн-тюна” на концертах есть, но они оптимизируют вокал только в очень узких пределах. Легко перескочить на “плохую” ноту, тогда тюн еще и усилит ошибку. Зато если концерт будет показан в записи, совсем другое дело. В таком случае концерт нужно правильно записать.
Концерты записываются в большое количество микрофонов. Только на барабанах их около 12. Всего, обычно, около 25. Есть также те, которые записывают звуки из зала. Голос вокалиста невольно попадает и в другие, невокальные микрофоны. Чтобы произвести тюн концерта, необходимо на записях использовать узконаправленные динамические микрофоны, а после затюнить только сигнал из микрофона вокалиста. В общем миксе получается нормально, если ошибки не супер критические.
С другой стороны, микрофон вокалиста также ловит гитару, барабаны и другие инструменты. Когда melodyne пытается распознать вокал на фоне других инструментов, он иногда сходит сума. Придется применить некоторые хитрости сведения, например хорошо поможет плагин gate, которые отрежет лишние шумы, а также помогут шумодавилки типа izotope rx 8. Вычистив вокал, можно вполне хорошо делать тюн.
Как артисты исполняют треки под фонограмму
Из за сложностей и расходов, которые сопровождают лайв-выступления, на концертах, которые идут на федеральные каналы, мы очень часто слышим исполнение под полную фонограмму. Когда я ходил на передачу “привет Андрей”, там о подключении микрофона даже и речи не шло. Потому что программа выпускается быстро, нужна только картинка, звуком никто заниматься не будет. Песни, которые мы играли, не записывались. Мы просто записали в студии “почти живую” версию и отдали ее редактору.
По такой схеме работают почти все федеральные каналы, живых выступлений там мало, за исключением передач типа “голос”. Но, кстати, там и не нужно тюнить – нет такой задачи.
Еще одна популярная схема – это пение в дабл. Дабл – это когда идет фонограмма с голосом, в которой голос смикширован всего на 50% от обычной громкости. Вокалист поет поверх этой записи, и получается и вживую как бы, но и с записью. Отличить от оригинала такое исполнение очень сложно, ведь микрофон вокалиста тоже включен. Просто на 50%. Во многих случаях, когда у вокалиста с пением вообще все плохо, вокалиста делают процентов на 20, а громкость фонограммы почти на полную. И тоже, отличить сложно.