Сведение песни – легко понять визуально
Сведение и мастеринг – финальные процессы в работе над песней. Сведение – это микширование инструментов (много дорожек в одну) а мастеринг – обработка финальной дорожки. Эта статья научит разбираться в сведении просто и профессионально. Дочитайте до конца, чтобы сложилась полная картина!
“Классикой” звукорежисера можно считать книгу Девида Гибсона “Art of Mixing” (искусство сведения). Это пособие было сделано еще в 90-х годах и с тех пор не утратило актуальности. В книге автор показывает, как легко можно управлять сведением, если представить пространство вот так:
В этой статье я привожу скрины из этого пособия + показываю своими картинками как работают те или иные плагины.
Когда мы представляем пространство, у которого есть:
- глубина,
- ширина,
- высота,
очень просто объяснить действие любых плагинов, будь то эквалайзер, компрессор, лимитер или любой другой. Вот как выглядело бы пространство с одним инструментом или голосом:
Громкость, эквалайзер, панорама, эффекты
Шарики – это инструменты. А вот что делает с шариками громкость: она их увеличивает и уменьшает. Шарики находятся на тех же позициях, но размеры существенно поменялись:
Звук бывает высоким и низким. Эквалайзер позволяет перемещать инструменты в прямом смысле выше и ниже, причем человек это чувствует на уровне тела: когда говорим низким голосом, резонирует грудь, когда говорим высоким, резонанс в районе головы. Эквализация довольно сильно влияет на звуковую картину и позволяет “вытащить инструменты”, которые до этого было просто не слышно в миксе:
Панорамирование перемещает инструменты влево и вправо: точно так мы слышим левым и правым ухом. На картинке ниже мы радикально убрали все инструменты, кроме одного, вправо:
У нас в запасе еще много эффектов, которые не только перемещают инструменты и меняют размер, но и растягивают их по стереополю, делают объемней, насыщенней. Слева показано, как выглядел бы “чистый микс”, который используется в таких стилях, как фолк, поп, акустические песни и др., а справа – “стена звука”, характерная для рока, дабстепа и других мощных стилей, где вся музыкальная картина занята, свободного пространства не остается:
Сведение различных стилей
Расставляя инструменты визуально, можно показать любой музыкальный стиль:
А работу отдельных плагинов можно представить, манипулируя положением, размером и формой различных инструментов.
Кстати, можете поизучать оригинал, если хорошо понимаете английский:
А если нет, то ниже понятно и просто объясняю как работают основные плагины для сведения:
Как работает компрессор
Компрессор управляет громкостью, а значит сжимает наш шарик, делая его плотнее. При этом в компрессоре выставляется сила сжатия (обозначается RATIO) и порог, к которому компрессор стремится (здесь это граница темно-зеленого центра):
В результате компрессии мы получаем более плотный шарик:
Благодаря компрессору на стерео-картине можно уместить гораздо больше инструментов.
Как работает лимитер
Лимитер отличается от компрессора тем, что просто срезает наш шарик до нужного уровня, отсекая все возможные неровности:
В очень плотной музыке, такой как рок, используется компрессия, а затем лимитеры – только так можно сделать стену из звука, чтобы при этом инструменты были различимы.
Как работает дилей
Дилей повторяет звук несколько раз:
Можно сделать много разновидностей дилея, например стерео-дилей мог бы работать вот так:
Как работает ревербрация:
Ревербрация – это пространство, которое добавляется к основному звуку. Реверберацию легко представить как ауру вокруг основного звука, которая может его склеить с остальными звуками в пространстве.
Как работает Stereo Imaging плагины:
Есть плагины и эффекты, которые делают звук шире. Например, эффект Хааса, который делает из моно-звука стерео:
Часто в плагинах можно встретить и такой вариант, когда основной звук просто растягивается по стерео-полю:
Как работает сайд чейн:
Сайд чейн – это эффект, когда во время исполнения одного инструмента, другой на короткое время (даже на доли секунды) понижается в громкости. Сайд-чейн позволяет инструментам, играющим в одном диапазоне частот, не пересекаться:
Как работают модуляторы:
Это такие эффекты, как flanger, chorus, phaser, vibrato – они колеблют высоту и частоту звука, меняя форму нашего шарика:
Здесь могут быть очень разные варианты:
Эффект Tremolo:
Он управляет громкостью и вносит колебания в размеры:
Как работают гитарные эффекты типа Distorction, Overdrive:
Звук сначала многократно усиливается, получая много новых “перегруженных” частот, а затем лимитируется. В итоге получается совершенно новый звук на основе старого.
Попробуйте самостоятельно представить как будут работать:
- фильтры среза частот (срезает верхние или низкие частоты у звука)
- эффект pitch (поднимает все частоты звука выше или ниже)
- иксайтер (генерирует, добавляет частоты, которых раньше не было)
- эхо (короткое повторение звука)
Что самое главное в сведении:
- Качество студии менее важно, чем опыт и “уши”. Можно привыкнуть к недорогим колонкам или наушникам даже дома и понимать в них всю звуковую картину.
- Качество звуков, выбранных аранжировщиком, сильно влияют на качество сведения. Хорошо сделанная аранжировка требует минимального сведения и мастеринга, ведь можно сразу подобрать звуки, которые друг другу не мешают.
- Лучше делать аранжировку и сведение в одном проекте – так можно менять все элементы песни в любой момент.
В каких программах можно выполнить сведение песни?
Такие программы называются секвенсорами, или DAW. На сегодня самые популярные:
- Ableton Live
- Logic Pro
- FL Studio
- Cubase
- Pro Tools
Сейчас такие программы стали качественными, большой разницы в результате между ними нет.
Можете заказать сведение у меня. Контакты